?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Б.И.Статковский (1825-1898)


Болеслав Игнатьевич Статковский - выдающийся исследователь Кавказа 19 века, крупный инженер, писатель, начальник Кавказского округа путей сообщения, родоначальник дорожного строительства на Кавказе, основатель Альпийского Кавказского Клуба.

Б.И.Статковский закончил Пинскую гимназию, а затем Институт корпуса инженеров путей сообщения. По окончании учебы, в 1847 г. назначен на службу на Кавказ.
Приезд Статковского в Тифлис совпал с началом бурной деятельности на Кавказе графа М.С.Воронцова и Болеслав Игнатьевич активно включился в работу , проявив прекрасные профессиональные и организаторские способности. Его авторитет был так высок, что ему было поручено проектирование военно-грузинской дороги. Именно по его проекту и под его руководством, дорога была усовершенствована и впервые получила шоссированное покрытие, по которому в 1861 году было открыто движение, однако, несмотря на улучшенное покрытие дороги, она оставалась весьма сложной для эксплуатации.

В этот же период академик Г.В.Абих , изучавший Кавказ в геологическом отношении, высказал предположение о том, что Девдарокский ледник, так называемый ,,казбекский завал,, который неоднократно обваливался и перекрывал дорогу , должен в скором времени снова свалиться. Проблема эта была весьма серьезной и над ней работали специально созданые комиссии, состоявшие из разных специалистов, но они так и не смогли придти к ощутимым результатам.

В 1864 г. председательствовать в этих комиссиях было поручено Статковскому . Он предложил своё, оригинальное решение этой проблемы , однако, не остановился на этом и начал серьезное изучение этого вопроса.

В своей статье ,,О дороге через хребет Кавказских гор,, (1877г.) Б.И.Статковский писал: "…Обращусь к описанию одного поразительного явления, нередко случающегося в горах, явления, которому никакие сооружения противостоять не могут, и которое на Кавказе принято называть: выносом или селью... ...Обыкновенно после грозы, разразившейся над горами, из некоторых оврагов, кои по местному своему расположению способны образовать подобные явления, выходят громадные массы целых скал, камней и грязи, которые, увлекая на своем пути всё встречаемое, прекращают иногда путь на долгое время.,,

Чтобы бороться с этим природным явлением, необходимо было его изучить и Б.И.Статковский стал организатором первых селевых экспедиций и, вероятно, впервые, ввел в научный оборот термин ,,сель,,.

В результате экспедиций и исследований , в 1878 году была издана книга Б.И.Статковского ,,Задачи климатологии Кавказа,, (С.-Петербург; на фр. яз. "Problemes de la Climatologie de Caucase"), в которой автор предлагал целый ряд мероприятий, направленных на улучшение и сохранение природы, учреждение многочисленных метеостанций для наблюдения за погодой и предупреждения возможных природных аномалий, а также указывал на необходимость просветительской работы среди местного населения, с целью их активного привлечения к этой деятельности.

В 1879г. вышли в свет ещё несколько книг Б.И.Статковского : "О причинах происхождения Казбекского завала и мерах по его предупреждению" (несколько изд.; последнее Тифлис, 1887); "Прекращение овражных выносов и возобновление лесов на горах" (Тифлис, 1895)и др.

Кроме того, Б.Статковский предлагал учредить Кавказский Альпийский клуб. Он писал:,, В этом центре разрабатывались бы все научные вопросы, программы действий, и к нему бы стекались все заявления желающих потрудиться для общественной пользы. Для всякого, имеющего хотя несколько свободного времени, специалиста и неспециалиста, ученого и едва грамотного, для всех найдется занятие, найдется деятельность, смотря по его средствам материальным и умственным, лишь бы было желание. Желание же явится у многого множества, от соприкосновения с личностями преисполненными жажды быть полезными всем людям. Как электрическая искра оживляет мертвые тела, так и соприкосновение с подобными людьми возрождает жизнь и деятельность в самых сонных, для которых жизнь даже бремя, а не высшее наслаждение, доступное только тому, кто трудится и жертвует ею не для себя, а для других. ,,

Предложение Статковского нашло отклик и Кавказский Альпийский Клуб был создан. Он успешно работал, а в начале ХХ века, его функции взяло на себя Кавказское Горное Общество., основной целью которого стало изучение и прогнозирование неблагоприятных природных явлений.

Болеслав Статковский, один из тех инженеров, которые принимали самое активное участие и в строительстве первой очереди Закавказской железной дороги. В 1873 г. инженер Б. И. Статковский, впервые в России, провел тахеометрическую съемку на изысканиях Кавказской железной дороги и одновременно разработал подробные указания по трассированию железных дорог, подверженных снежным лавинам, обвалам и селевым потокам.

Он был один из первых, кто подал идею о пересечении Главного Кавказского хребта железной дорогой . Проектов Кавказской перевальной железной дороги было несколько. Эта смелая идея занимала умы не только российских, но и зарубежных инженеров. Интересно, что французский инженер А.Эйфель, автор знаменитой парижской башни, предлагал свой вариант прокладки этой трассы, свои проекты разработали инженеры Н.В.Филькович, В.Д.Вурцель, А.А.Чучинский, Г.О.Графтио, Ф.Д.Рыдзевский. По тем временам это были очень смелые проекты. Б.И. Статковский тоже не остался в стороне . В течение нескольких лет он разработал 3 проекта и последний был принят к рассмотрению Министерством путей сообщения. На его реализацию даже были выделены деньги, но возникли различные препятствия и проект так и не получил воплощение.

С 1889 по 1898г.г., Болеслав Игнатьеваич Статковский возглавлял Кавказский округ путей сообщения, но не оставлял исследовательской работы, и в технических журналах того времени, периодически , выходили его научные статьи.
Труды Б. И. Статковского не потеряли своего значения до настоящего времени.











Comments

meskhi
Feb. 26th, 2011 08:38 pm (UTC)
Ермоловский крест - никогда времени не было подойти поближе, сейчас дорога далеко от него проходит, აფსუს!
aidatiflis7
Feb. 26th, 2011 09:01 pm (UTC)

Всё моё детство я ездила по этой дороге, у меня есть старые фотографии, снятые на перевале. Правда, когда я была маленькая, креста там уже не было, но постамент старый был.
Красивейшие места!!!
Я уже писала о Военно-Грузинской дороге, там есть версии, как и когда появился Крест на перевале. http://aidatiflis7.livejournal.com/15354.html
meskhi
Feb. 27th, 2011 03:17 am (UTC)
крест был и в то время, когда Вы фотографировались с дедушкой и сестрой, просто он был там, где проходила дорога раньше, при Ермолове, примерно в километре от современного перегиба.
когда едешь из Тбилиси в Коби, старая дорога шла правее, по склону горы, не вылезая к сбросам к Арагви, а проезжающие современный перевал вылезают к нему серпантином слева, не замечая виднеющийся вдали крест и след старой дороги.
aidatiflis7
Feb. 27th, 2011 04:03 am (UTC)
А я и не знала... Следующий раз специально поеду посмотреть. Летом.

Profile

aidatiflis7
aidatiflis7

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Sponsored by Cisco