aidatiflis7 (aidatiflis7) wrote,
aidatiflis7
aidatiflis7

Categories:

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ...


Остатки фрагментов фасада разрушенной церкви Пресвятой Богородицы Шамхорцев (,,Кармир Аветаран,,), хранящиеся во дворе церкви Сурб Геворк.

Дорогие мои сограждане - жители Тбилиси, бывшие и нынешние, вы уж меня простите, но я немного выпущу пар. Может быть у меня настроение плохое, а может, действительно, не всё в порядке в нашем старом городе.

Этот город мы с вами не вчера неожиданно придумали и построили. Это старый город и его строили многие поколения его жителей . Это были разные люди, в разные периоды истории Тифлиса, так уж сложилось. Город был многонациональным, многоконфессиональным, не номинально, а по факту. Он несколько раз отстраивался заново, менялся, но его нынешний исторический облик сложился, в основном, в результате огромного труда поколений, которые жили в Тифлисе в 19-м - начале 20 века.

Советская власть получила уже прекрасно отстроенный город , но начала с разрушений. Потом, правда, опять начали строить, но потеряного уже не вернуть. Эта эпоха, слава Богу, закончилась, однако, новый этап истории Тбилиси мы начали , наступив на те же грабли. В начале 90-х, в результате гражданской войны, пожары унесли несколько замечательных зданий старого города, многие дома были повреждены. Потом на нас свалились новые проблемы: экономические, политические и прочие. В результате - разруха и весьма ощутимый отток городского населения.

Свято место, как известно, пусто не бывает и, на место выехавших горожан, поселились новые жители Тбилиси. Подавляющее большинство новых ,,горожан,, приехали сюда из других городов и деревень Грузии . Для многих, это совершенно новая среда обитания , хотя всем понятно, что это столица.
Излишне говорить о том, что горожанин - носитель определенной городской культуры, а это не происходит автоматически, по факту поселения, даже в самом престижном районе города, в квартире со всеми удобствами. Свой город надо знать и принимать его таким, каким он дошел до нас, независимо от того нравится это кому-то или нет. Это наш город, со своей непростой историей, традициями и жизненным укладом.

Что касается исторических памятников Тбилиси, то они тоже людьми создавались, нашими, кстати, согражданами.
Позволю себе напомнить, что в разрушенном Ага-Магомет-ханом Тифлисе (1795г.), не было ни одной церкви, которая бы не пострадала ( я уже не говорю о том, что весь город лежал в руинах). Все церкви подлежали восстановлению. Министерства культуры тогда не было, собственно, никаких министерств не было, но церкви надо было приводить в порядок. Этим занимались те, кто располагал какими-то средствами или изъявлял желание помочь, чаще, всем миром скидывались и потихоньку строили. Когда не было своих , привлекали к восстановительным работам специалистов из России и Западной Европы.
Но наиболее интересным фактом, связанным с решением этой задачи, мне представляется другое. Понятно, что всё делалось вручную, но даже рабочая сила была дефицитом, а учитывая полную разруху в городе, эта задача становилась ещё более сложной. И знаете, как её решили жители Тифлиса? Они добровольно и бесплатно шли помогать восстановлению церквей. Был негласный закон среди тифлисских амкарств: каждое воскресенье, амкарство в обязательном порядке отправляло кого-то из своих работников на стройку. При этом не имело значения, какую церковь ремонтируют , это было общим делом.

Проиграл от этого кто-нибудь? Нет! Город от этого только выиграл, он рос и хорошел буквально на глазах, люди лучше понимали друг друга и доля труда каждого была заложена под каждым восстановленым куполом . Такое отношение к городским церквам сохранялось долгие годы и ничего кроме пользы не приносило. Всё закончилось с приходом Советской власти. Церкви начали планомерно рушить, а остальное просто отбирали. Церковное имущество было разграблено, а строения начали использовать далеко не по назначению.
Может показаться, что в Тифлисе досталось всем церквам, но при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что разрушенными до основания, оказались исключительно русские, армянские церкви и мечеть. Ни одна грузинская церковь разрушена не была . Случайно ли это? Не знаю. Будем считать, что повезло.

Это время, слава Богу, закончилось, во всяком случае, мне так казалось. Церкви начали возвращать прихожанам. Однако, полностью были возвращены только грузинские церкви и её церковное имущество. Об этом уже много писали и я не буду к этому возвращаться.
Но есть ещё один фактор в этой истории – человеческий. Я не случайно начала с горожан. Сегодня грузинское население, составляет порядка 86% от общего числа жителей, и они в подавляющем большинстве – христиане. Это, кстати, нетрудно заметить, хотя бы по тому, как все осеняют себя крестным знамением на улицах, в транспорте и вообще везде, откуда видны церкви, которых сегодня в городе очень много. По-моему это одна из особенностей Тбилиси, потому что больше нигде я это явление в таких масштабах не наблюдала.
К чему это я... да, христиане, составляющие большинство городского населения, с поразительным равнодушием взирают на погибающие в самом центре города христианские церкви .

Может быть я придираюсь? Ладно, не буду. Убираю христианскую составляющую. И что у нас получается?
В исторической части Тбилиси разрушаются церкви, которые, по-определению, являются составной частью исторического и культурного наследия города, а также памятниками архитектуры. При этом, жителям города, судя по всему, совершенно безразлично, что будет с этими памятниками, хотя, при каждом удобном случае, они с гордостью рассказывают о том, как восстанавливается ,,старый город,, и с удовольствием показывают приезжим разные достопримечательности, старательно обходя места, которые туристам понравиться не могут.
Картину всеобщего благоденствия периодически портят армяне. Для тех, кто не в курсе , поясню. 5 армянских церквей не передают Грузинской Епархии Армянской Апостольской церкви, ставя под сомнение их армянское происхождение. Церкви считаются ,,спорными,,, но местные армяне никак не могут согласиться с тем, что церкви, которые построили их предки, им не принадлежат. Странные люди. Дались им эти 5 ,,спорных,, церквей. Есть же две действующие. Этого вполне достаточно, чтобы показывать туристам.

К тому же, нас периодически пытаются убедить в том, что церкви не могут быть армянскими, потому что когда-то на этом месте были другие – грузинские. Так что, судя по всему, пока не выяснят, что под этими ,,спорными,, церквами находится, отдавать их хозяевам никто не собирается . Это же надо всё раскопать, посмотреть, проверить, а вдруг под ними когда-то что-то другое было? Благо, город старый, всегда что-нибудь полезное можно выкопать. Ну и что, что церкви несколько сот лет, в масштабах мировой истории это не срок. А ещё лучше, подождать, пока она сама разрушится. Но даже это не повод для переживаний. Кармир Аветаран , на Авлабаре, вон уже сколько лет, как обрушился и никто не беспокоится. Потом Мугни в Сололаках рухнул и тоже ничего. Сурб Ншан уже на подходе. Что уж там осталось?! ,,Спорных,,-то всего 5. Вот когда остальные рухнут, тогда и конструктивный разговор состоится. Одно дело –,, спорная,, церковь и совсем другое – груда кирпичей. Главное – не торопиться. Когда спасать будет нечего, тогда и переживать будем - историческое наследие всё же.

Опять придираюсь? Ладно. Попробую найти ещё какое-нибудь объяснение.

Возможно, нынешние горожане просто не успели узнать о том, что кроме действующих, есть ещё несколько церквей, которые от них почему-то скрывают, лишая людей возможности сохранить их, как часть исторического наследия города. Как-то так получилось, что церкви это армянские, но какое это имеет значение в городе, который славится своей толерантностью?! Напротив, людей сознательно вводят в заблуждение, чтобы они не могли проявить эти свои замечательные качества.
Не иначе, какой-то заговор. Потом опять армяне будут виноваты, потому что намеренно лишили город такой красоты, скрывали, ничего не говорили, а ведь могли бы и сказать. Вот я и решила взять на себя эту миссию, пока не поздно. Всем вместе ведь легче спасти и сохранить историческое наследие, ведь этот город - наш общий дом.
Кому как, а мне нравится, когда в доме порядок
.
Что скажете, дорогие мои сограждане?! Порядок будем наводить или каждый сам по себе?!
Уже столько дров наломали, может хватит?

Рушится наш Сурб Ншан. И у меня болит сердце.



Тифлис. Церковь Пресвятой Богородицы . Кармир Аветаран


Кармир Аветаран.



Кармир Аветаран




Тифлис. Церковь Мугни Сурб Геворк.


Мугни



Тбилиси. Церковь Святого Знамения - Сурб Ншан.



Сурб Ншан



Сурб Ншан
Tags: Тифлис. Тбилиси. Армянские церкви. Памят
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments